ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Если в процессе ремонта коробки передач заменялась хотя бы одна из следующих деталей: картеры сцепления или коробки передач, корпус дифференциала или подшипники дифференциала, то необходимо подобрать регулировочное кольцо подшипников дифференциала.
ПРИМЕЧАНИЕ
В разделе описан ремонт пятиступенчатой коробки передач (представляющей собой дальнейшее конструктивное развитие четырехступенчатой) более сложной, но и более распространенной.
1. Снимите коробку передач с автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 (см. «Снятие и установка коробки передач»). Очистите коробку передач от грязи и вымойте снаружи.

1:1667
2. Установите коробку передач вертикально вверх. Отверните шесть гаек крепления задней крышки коробки передач.

2:2379
3. Отверните болт крепления и снимите кронштейн троса сцепления.

3:625
4. Аккуратно строньте с места ударами резинового молотка заднюю крышку коробки передач.

4:1294
5. Снимите заднюю крышку с картера коробки передач.

5:1895
6. Снимите уплотнительную прокладку картера коробки пер�
�дач.
ПРИМЕЧАНИЕ
Снимайте уплотнительную прокладку картера коробки передач аккуратно, поскольку неповрежденную прокладку картера при сборке коробки передач можно установить вновь.

6:849
7. Включите 3-ю или 4-ю передачу.

7:1412
8. Отверните болт крепления вилки 5-й передачи и включите 5-ю передачу, переместив вниз муфту синхронизатора вместе с вилкой так, чтобы шлицы муфты вошли в зацепление с шестерней.

8:2244
9. Убедитесь, что валы не проворачиваются.

9:583
10. Расконтрите и отверните гайку на вторичном валу коробки передач.

10:1215
11. Расконтрите и отверните гайку на первичном валу коробки передач.

11:1847
12. Подденьте отвертками за ступицу синхронизатор 5-й передачи...

12:2467
13. ...и снимите синхронизатор 5-й передачи вместе с вилкой. Выньте вилку из муфты.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Снимать синхронизатор 5-й передачи надо осторожно. Следите, чтобы муфта синхронизатора не сошла со ступицы: подпружиненные фиксирующие шарики синхронизатора могут рассыпаться.

13:1014
14. Снимите блокирующее кольцо синхронизатора 5-й передачи.

14:1629
15. Подденьте отверткой ведомую шестерню 5-й передачи...

15:2232
16. ...и снимите ведомую шестерню с вторичного вала.

16:598
17. Снимите упорное кольцо игольчатого подшипника.

17:1198
18. Снимите игольчатый подшипник шестерни 5-й передачи.

18:1805
19. Подденьте отверткой ведущую шестерню 5-й передачи...

19:2408
20. ...и снимите ведущую шестерню с первичного вала.

20:598
21. С помощью ударной отвертки отверните четыре винта крепления пластины подшипников.

21:1263
22. Снимите пластину подшипников.

22:1831
23. Подденьте отвертками и снимите втулку игольчатого подшипника 5-й передачи со вторичного
вала.

23:516
24. Снимите упорную шайбу с вторичного вала.

24:1103
25. Снимите стопорное кольцо подшипника первичного вала. Для этого подожмите одной отверткой стопорное кольцо к кольцу подшипника, а другой отверткой выведите кольцо из канавки.

25:1937
26. Аналогичным образом снимите ст
опорное кольцо подшипника вторичного вала коробки передач.

26:614
27. Отверните пробку фиксатора.

27:1178
28. Осторожно извлеките шарик фиксатора с пружиной. Аналогичным образом извлеките еще два фиксатора.

28:1870
29. Отверните два болта крепления задней опоры двигателя и...

29:2483
30. ...снимите заднюю опору двигателя.

30:573
31. Отверните пробку фиксатора заднего хода. Наклоните коробку передач и извлеките шарик фиксатора с пружиной.

31:1283
32. Отверните 12 гаек и болт крепления картера коробки передач к картеру сцепления.

32:1940
33. С помощью большой отвертки ак
куратно разъедините картеры сцепления и коробки передач.
ПРИМЕЧАНИЕ

33:636
Между картерами коробки передач есть три места, куда можно вставить отвертку, чтобы не повредить уплотнительную прокладку. Поочередно вставляйте в эти пазы отвертку и аккуратно покачивайте до тех пор, пока картеры коробки передач не разъединятся.

34:1600
34. Снимите картер коробки передач.

35:2171
35. Отверните болт крепления вилки переключения 1-ой и 2-ой передач.

36:627
36. Приподнимите шток и снимите его вместе с вилкой переключения 1-ой и 2-ой передач.

37:1285
37. Отверните болт крепления вилки переключения 3-ей и 4-ой передач.

38:1913
38. Выведите головку штока из зацепления с рыча�
�ом...

39:511
39. ...и снимите шток вместе с вилкой переключения 3-ей и 4-ой передач.

40:1140
40. Поверните шток вилки 5-ой передачи, выведя головку штока из рычага. Выньте шток.

41:1797
41. Снимите стопорное кольцо.

42:2357
42. Снимите вилку включения заднего хода.

43:581
43. Снимите шестерню заднего хода с осью.

44:1162
44. Слегка покачивая, выньте одновременно первичный и вторичный валы.
ПРИМЕЧАНИЕ

45:1820
При снятии первичного и вторичного валов коробки передач внутренние кольца передних подшипнико�
� остаются на валах.

46:543
45. Выньте ведомую шестерню главной передачи вместе с дифференциалом.

47:1178
46. Отверните три болта крепления механизма переключения передач.

48:1806
47. Снимите механизм переключения передач.

49:2391
48. Аккуратно снимите уплотнительную прокладку.
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Не повредите уплотнительную прокладку при снятии. Неповрежденную прокладку при сборке коробки передач можно использовать вновь.

50:868
49. Выпрессуйте передний подшипник вторичного вала из картера сцепления. Для этого можно использовать лапку съемника или аналогичный инструмент.

51:1643
50. Чтобы заменить передний подшипник первичного вала, выпрессуйте сальник.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Выпрессовывайте передние подшипники первичного вала и сальник только при их замене или замене картера сцепления. Невозможно выпрессовать сальник первичного вала, не повредив сальник. Поэтому при замене подшипника первичного вала вам потребуется новый сальник.

52:2809
51. Выпрессуйте подшипник внутрь картера, прикладывая усилие к наружному кольцу подшипника.

53:673
52. Выньте магнит из картера сцепления.

54:1251
53. Отверните гайку крепления корпуса привода спидометра.

55:1864
54. Подденьте отверткой корпус привода спидометра...

56:2462
55. ...и снимите корпус с ведомой шестерней привода спидометра.
ПРИМЕЧАНИЕ

57:643
Если в процессе эксплуатации были замечены следы подтекания масла через отверстие для привода спидометра, замените резиновое уплотнительное кольцо на корпусе привода спидометра.

58:1484
56. Выньте из корпуса привода спидометра ведомую шестерню с валом.

59:2112
57. Вытолкните уплотнительное кольцо из корпуса привода спидометра.

60:631
58. Выверните из картера коробки передач выключатель света заднего хода.

61:1271
59. Сдвиньте защитный чехол шарнира тяги привода переключения передач с отбортовки на коробке передач.

62:1967
60. Снимите против
оположную кромку защитного чехла с фланца шарнира.

63:600
61. Отверните болт крепления шарнира к штоку переключения передач...

64:1227
62. ...и снимите шарнир со штока.

65:1790
63. Снимите со штока защитный чехол.

66:2362
64. Отверните болт крепления рычага к штоку переключения передач внутри картера сцепления.

67:673
65. Выньте рычаг и шток из картера сцепления.

68:1261
66. Если в процессе эксплуатации были замечены следы подтекания масла через отверстие в картере сцепления под шток переключения передач, замените сальник штока переключения передач.
Перед осмотром и дефектовкой тщательно промойте и просушите детали коробки передач.

69:2262
67. Осмотрите картеры сцепления и коробки передач, а также заднюю крышку коробки передач. На картере сцепления, коробке передач и задней крышки коробки передач не должно быть трещин и сколов. На привалочных поверхностях не должно быть забоин, рисок, вмятин и т.п. Небольшие повреждения удалите шлифовальной шкуркой. При сильных повреждениях замените дефектные детали.

70:1179
68. Проверьте посадочные места под подшипники в обоих картерах. На этих поверхностях не должно быть следов износа или повреждения. Если есть повреждения, замените картеры.

71:2000
69. Проверьте состояние штоков включения передач. Если штоки включения передач погнуты или на штоках появились задиры, заусенцы или выработки лунок под фиксаторы - замените штоки. Проверьте состояние вилок переключения передач. Если вилки переключения передач погнуты, либо изношены лапки, замените вилки переключения передач.

72:1108
70. При обнаружении в процессе эксплуатации течи масла через сальники и при износе рабочих кромок сальники необходимо заменить.

73:1850
71. Проверьте состояние подшипников. При наличии питтинга (раковин) на беговых дор
ожках и телах качения, следов вдавливания тел качения на беговых дорожках или в случае повреждения сепараторов подшипники коробки передач необходимо заменить.

74:801
72. Замените поврежденные или сильно обжатые прокладки.
73. Очистите магнит от частиц износа деталей. Если на магните обнаружены трещины или его магнитные свойства ослабли, замените магнит.
74. Тщательно очистите от старого герметика привалочные поверхности картеров сцепления и коробки передач, задней крышки коробки передач.
Соберите коробку передач в порядке, обратном разборке, с учетом следующего.

75:2050
75. Перед установкой первичного и вторичного валов введите зубья их шестерен в зацепление и в таком положении установите первичный и вторичный валы в картер сцепления.

76:814
76. Обратите внимание, как устанавливаются вилки на штоки переключения передач:
1 - шток с вилкой включения 5-ой передачи;
2 - шток с вилкой включения 3-ей и 4-ой передач;
3 - шток с вилкой включения 1-ой и 2-ой передач.
77. Обильно смажьте все трущиеся детали трансмиссионным маслом.
78. Не забудьте установить на место магнит.
79. Перед установкой картера коробки передач на картер сцепления и задней крышки на картер коробки передач нанесите герметик на их привалочные плоскости по всему периметру.
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Все описанные приемы применимы и при ремонте четырехступенчатой коробки передач.
Отличие состоит в том, что застопорить валы одновременным включением двух передач невозможно, так как для этого используют пятую передачу. Для этой цели рекомендуем изготовить приспособление из отслужившего ведомого диска сцепления, к торцу ступицы которого под прямым углом нужно приварить подходящий отрезок стальной трубы. Надев ступицу на первичный вал, можно удержать его от вращения за конец трубы.
следующая статья:

Установите автомобиль ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 на подъемник или смотровую канаву. Поднимите капот и зафиксируйте
77:3558
96334
Оставьте свой комментарий
Войдите под своим именем, чтобы оставить комментарий
Оставить комментарий от имени гостя